Методическая работа

Методическая тема на 2014-2015 уч год:
 «Подготовка и методическое сопровождение педагогических кадров к введению и реализации ФГОС ООО»
Цель: Создать систему подготовки и методического сопровождения педагогических кадров к введению и реализации ФГОС ООО
Задачи:
1.     Разработать нормативную базу введения и реализации ФГОС основной школы;
2.      Осуществить методическое сопровождение педагогических кадров к введению и реализации ФГОС ООО»;
3.     Обеспечить  профессиональную готовность педагогических работников к реализации ФГОС ООО через создание системы непрерывного профессионального развития;
4.     Обеспечить повышение профессиональной компетенции  педагогических работников, ориентированную на развитие интеллектуально - творческого и социально - психологического потенциала личности ребенка;
5.     Изучить современные педагогические технологии системно-деятельностного подхода;
6.     Осуществить преемственность по внедрению различных  современных педагогических технологий между начальным и основным звеном;
7.     Отобрать эффективные  инновационные формы и методы образовательной деятельности приемлемые для основного и старшего звена;
8.     Организовать сетевое взаимодействие педагогов школы с педагогами района через сайт «Методпрессцентр»
9.     Обобщить инновационный педагогический опыт работы по ФГОС на уровне школы и района.

















Утверждаю                                                                                                    
Директор школы:
____________  /М.А. Гиря /



План методической работы на 2014-2015 учебный год


Мероприятия
Сроки исполнения
Ответственные
Организационно-методическое сопровождение
1.       
Заседание руководителей ШМО «Проектирование работы на 2014-2015 уч год по введению ФГОС ООО»
Сентябрь 2014
Зам. директора по УР,ВР, методист, 
2.       
Корректировка планов работы методических объединений школы (включение вопросов по изучению ФГОС)
Сентябрь 2013 года
Скорректи-рованные планы
3.       
Изучение требований федерального государственного образовательного стандарта основного  общего образования.
В течение года
Администрация, учителя основной школы
4.       
Составление образовательной программы  основной школы.
В течение года
Администрация, Зам. директора по УР,ВР, методист,  руководители ШМО учителя основной школы
5.       
Разработка рабочих программ педагогов в  5-х классах в 2015-2016 уч.году.
В течение года
Администрация, Зам. директора по УР,ВР, методист,  руководители ШМО
6.       
Разработка диагностического инструментария для проведения стартовой, промежуточной и итоговой  диагностик в  5-х классах в 2015-2016 уч.году.
сентябрь
2014г.
Зам. директора по УР, ВР, методист,  руководители ШМО
7.      8.       
Диагностика: Выявление профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС.
Сентябрь-декабрь
 2014 г.
Зам. директора по УР учителя основной школы, методист
8.       
Составление перспективного плана повышения квалификации учителей – предметников, работающих в основном и среднем звене
февраль
2014
Зам. директора по УР, методист
9.       
Проведение  теоретических семинаров:  «Современный урок и его особенности»
«Формирование  универсальных учебных действий»
«Система оценки предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся»
В течение года 


Зам. директора по УР, ВР, методист
10.   
Подготовка и проведение педсоветов.
По плану работы школы
Администрация
11.   
Участие в семинарах по вопросу введения ФГОС.       
В течение года
Администрация, учителя 
12.   
Педагогический десант клуба «Пеликан» в МБОУ ООШ с. Красицкое
Октябрь
2014
Ананьева М.АП., Бабушкина Ю.Э.
13.   
Теоретический семинар «Современный урок и его особенности»
Ноябрь 2014
Администрация, учителя 

14.   
День открытых дверей
Ноябрь 2014
Администрация, учителя 
15.   
Методическая неделя «Оранжерея педагогических инноваций»
Декабрь 2014
Администрация, учителя 
16.   
Теоретический семинар «Формирование  универсальных учебных действий»
Январь 2015
Администрация, учителя 
17.   
Круглый стол «Организация внеурочной деятельности в ОУ в условиях реализации ФГОС ООО»
Февраль 2015
Зам.директора по   ВР, учителя
18.   
Участие в конкурсе «Учитель года 2015»
Февраль 2015
Администрация, учителя 
19.   
Участие в педагогическом фестивале «Шаг к успеху»
Март 2015
Администрация, учителя 
20.   
Теоретический семинар «Система оценки предметных, метапредметных, универсальных  и личностных результатов учащихся»
Март 2015
Администрация, педагоги
21.   
Посещение уроков и занятий с целью оказания методической помощи по преемственности технологий, приемов и методов обучения
В течение года
Зам. директора УР руководители МО
22.   
Организация взаимопосещения уроков в 4-5-х классах.
В течение года
Учителя
23.   
Групповые и индивидуальные консультации
-«Проектирование уроков и занятий с учетом требований ФГОС ООО»
-«Проектирование целеполагание урока»
В течение года
Методист, учителя начальных классов
24.   
Круглый стол «Преемственность между начальной ступенью обучения и основной школой в условиях введения ФГОС».

май 2015
Администрация, учителя начальных классов и учителя основной школы
25.   
Методическое сопровождение прохождения аттестации педагогическими работниками.
В течение года
зам. директора по УР,  методист
26.   
Месячник открытых уроков и их анализ и самоанализ
Февраль 2014
Администрация, учителя начальных классов и учителя основной школы
Информационно-методическое сопровождение
27.   
Оформление  стенда «Методическое сопровождение педагогов при введении и реализации ФГОС
В течение года
зам. директора по УР,  методист
28.   
Подготовка статей для публикации  в журналы района, края, на Всероссийский уровень
В течение года
Администрация, методист Руководители МО,
29.   
Размещение информации о подготовке к введению ФГОС ООО на школьном сайте.
В течение года
Зам. директора по УР, учителя
30.   
Создание банка методических разработок уроков
В течение года
Зам. директора по УР руководители МО
31.   
Создание системы мониторинга результатов освоения ООП основного общего образования
В течение года
Администрация, методист Руководители МО
32.   
Контроль и мониторинг введения ФГОС
В течение года
Администрация, методист Руководители МО
33.   
Разработка методических рекомендаций:
- по организации внеурочной деятельности учащихся в рамках ФГОС основного общего образования;
-  по созданию программ воспитания и социализации учащихся основной школы;
-  по составлению рабочих программ по учебным предметам.
В течение года
Администрация, методист Руководители МО












































Методическое сопровождение введения ФГОС ООО в МБОУ СОШ №1
        
Введение ФГОС ООО является сложным и многоплановым  процессом.
Важнейшим требованием к подготовке и обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования является постоянное методическое сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса.
 При введении ФГОС ООО нами организована широкая разъяснительная работа среди общественности, педагогов и родителей о целях и задачах федерального государственного образовательного стандарта, его актуальности для системы образования и обучающихся в целом.
Процессы  введения ФГОС требуют специально организованной деятельности методической службы, нового содержания повышения профессиональной компетенции педагогических кадров. Для эффективной деятельности в этом направлении необходимо запрограммировать действия с учетом имеющихся ресурсов (человеческих, нормативных) в достижении главной цели: эффективной реализации ФГОС ООО.
Основным фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к введению стандартов и комплексность всех видов сопровождения. Прежде чем выстраивать методическое сопровождение и обеспечение  введения ФГОС и правильно организовать методическую работу в школе, необходимо четко понимать значение данных понятий: сопровождать, сопровождение, методическое сопровождение и обеспечение.
        
"Сопровождать" - значит следовать рядом, вместе с кем-то, а "сопровождение" - явление, действие вместе с чем-то.
Методическое сопровождение - взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего, направленное на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности, осуществляемое в процессах актуализации и диагностики существа проблемы, информационного поиска возможного пути решения проблемы, консультаций на этапе выбора пути, конструирования плана действий и первичной реализации плана.
Методическое обеспечение включает в себя необходимую информацию, учебно-методические комплексы, т.е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации профессиональной педагогической деятельности.
Это  процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции, включающий, помимо методического оснащения такие компоненты, как совместная продуктивная работа методиста и педагога; апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий; информирование, просвещение и обучение кадров.
   
В условиях введения ФГОС ООО особенно актуальны вопросы методического сопровождения образовательной практики. В период перехода на новые образовательные стандарты необходима мотивационная и методическая  готовность учителей школы.  С этой целью в общей системе методической работы мы  продумали  блок мероприятий по сопровождению педагогов в условиях перехода на ФГОС нового поколения.   
        
В сентябре 2014 года составлен и утвержден директором школы  план методической работы, сопровождающий переход на ФГОС ООО.

Методическая работа  в школе  в условиях введения новых образовательных стандартов  опирается на «зону ближайшего профессионального развития».  В качестве  «зоны ближайшего профессионального развития» определена та зона, в которой педагог с помощью своих коллег, ученых, изучаемой литературы может разрешить возникшие проблемы в профессиональной деятельности.  При этом «зона ближайшего профессионального развития» для каждого педагога индивидуальна.

При реализации данного направления:

-изучаются профессиональные трудности;

-выявляются проблемы в деятельности педагога при внедрении ФГОС;

-актуализируются необходимые для профессионального роста знания и умения, оказывается помощь педагогу в осознании своих профессиональных трудностей;

-определяется индивидуальная траектория  при  повышении квалификации;

-составляется план самообразования, программы профессионального роста педагога.

Методическое сопровождение ФГОС ООО предполагает то, что каждый педагог может объединиться с другими педагогами или включиться в работу специально организованных групп (творческие, рабочие, по интересам).
 При этом необходимо отметить, что особо обращается внимание на:
-       изучение профессиональных проблем, потребностей педагогов;

-       предоставление возможности каждому педагогу выбирать свои способы и формы повышения мастерства, добровольно участвовать в различных семинарах, на курсах и в других формах методической работы, возможность самому педагогу предложить индивидуальную форму повышения квалификации, в том числе и дистанционно.

Для постоянного  профессионального роста педагогов, а также учета уровня их реальной профессиональной готовности к внедрению ФГОС ООО требуется:
-        целостность, систематичность методической деятельности в школе;
-       согласованность и координация деятельности всех педагогов, работающих по  ФГОС ООО;
-       сохранение традиций, ранее используемых эффективных форм методической работы, а также внедрение новых;
-       учет опыта, уровня подготовленности педагога, а также определение перспектив его профессионального роста,
-       выбор форм и методов методической работы, обеспечивающей развитие творческих способностей и предусматривающей большую самостоятельность и ответственность педагога.
-        
Методическое сопровождение Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в течение 2014-2015  учебного года  в нашей школе будет осуществляться по следующим направлениям:
-       создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей введение ФГОС ООО;

-       создание организационного обеспечения введения ФГОС ООО;

-       кадровое обеспечение и поддержка педагогов при введении ФГОС ООО;

-       материально-техническое обеспечение введения ФГОС ООО;

-       создание информационного обеспечения введения ФГОС ООО;

Организация методической работы в школе по сопровождению введения ФГОС осуществляется в соответствии со следующей структурой:

В структуре методической работы особое место занимает постоянно рабочая группа по ФГОС, которая не только разрабатывает нормативно-правовую базу ФГОС, но и оказывает методическое сопровождение педагогов.
      Для повышения эффективности методической работы педагогам необходимо постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство через курсы повышения квалификации, семинары, самообразование.
Методические объединения педагогов, работающих по внедрению ФГОС ООО  – это объединение педагогов, которые  работают совместно над решением одной методической темы – введение нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения в нашем учебном учреждении.
Миссия методической работы школы в условиях перехода на новые образовательные стандарты - это создание условий для перехода от «знаниевой»  модели образования в школе к «деятельностной» – успешная работа педагогического коллектива в режиме развития;  создание атмосферы заинтересованности в росте педагогического мастерства, приоритета педагогической компетентности, творческих поисков коллектива.
Все формы работы методической службы нашей школы можно условно разделить на  организационные и дидактические формы; коллективные и индивидуальные. Традиционными формами работы в школе являются:
-        тематические методические и педагогические советы;
-        тематические заседания ШМС, ШМО, микрогрупп;
-        диагностика, педагогический мониторинг;
-        индивидуальная работа;
-        аттестация;
-        самообразование педагогов;
-        семинары - практикумы;
-        педагогические лектории;
-        открытые уроки;
-        взаимопосещение уроков;
-        круглые столы;
-        предметные недели;
-        творческие отчеты;
-        групповые и индивидуальные консультации;
-        практикумы по конструированию уроков;
-        информирование и обсуждение методических новинок;
-        презентация методических наработок.
Можно выделить следующие ключевые темы методической работы по методическому сопровождению введения ФГОС:
-       современный урок и его особенности, проектно-исследовательская и внеурочная деятельность: специфика, способы организации, измерение результативности;
-       технология оценивания универсальных учебных действий, оценка качества образования, совершенствование преподавания, подготовка к ГИА и ЕГЭ;
-       ознакомление с учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС;
-       новая модель аттестации педагогических работников, методы диагностики профессиональных компетенций, качественный анализ практического опыта учителя;
-       духовно-нравственное и патриотическое воспитание, анализ результативности воспитания учащихся, эффективность воспитательного процесса в школе.
Учитель – ключевая фигура современной школы, от его профессионализма зависит качество образования, поэтому современный педагог должен быть креативным: владеющим современными образовательными технологиями; эффективно взаимодействующим с семьями обучающихся; быть открытым новшествам, мотивированным на работу с учащимися, способным к личностному и профессиональному развитию.
        

    Профессиональный рост педагога - это цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему не любым, а именно оптимальным образом реализовать свое предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья школьников.

Комментариев нет:

Отправить комментарий